Поиск тура

Коньки для Байкала: выбор и эксплуатация

Коньки для Байкала: выбор и эксплуатация

Исходить необходимо из того чего мы хотим  от поездки и как собираемся кататься.

Мы опишем все варианты, а вы уже сами поймете, что вам наиболее лучше подходит.

 Во всех случаях используются лезвия так называемые NORDIC SCATES. Фирмы есть разные, все они европейские. В России также есть производство, как например у нашего иркутянина Виталия Бутакова. Он наверное единственный в России, кто пытается наладить их производство.

 Собственно сами коньки:

Наиболее популярные модели на Байкале: LUNDHUGSZANDSTRAISVIDDA, Байсы (Иркутск)

 Все они конструктивно почти одинаковы. В основном это Т-образное основание в которой снизу закреплено лезвие, а сверху имеются отверстия для присоединения креплений.  Так же встречается и V-образное основание, позволяющее быстро регулировать крепление вперед и назад.

 Рассмотрим модели коньков подробнее.

ISVIDDA. Просты и недороги. Длина конька выбираются из размера твоей ноги.  Например при 42 размере ноги рекомендуемая длина конька 45-50 см.

   

 ZANDSTRA  прекрасные лезвия. Выпускает достаточно мощная контора, в производстве которой громадный ассортимент для конькобежного спорта. Единственная встречавшаяся нам марка, делающая коньки с V-образным профилем. Сами озерные коньки выше остальных на 4 мм. И это чувствуется, требуют чуть больше остойчивости от ног. Но они чуть быстрее по идеальному льду. Субъективно все конечно ))

 

LUNDHUGS Просты и недороги. По качеству изготовления и проку службы аналогичны  ISVIDDA. 

 

 «Байсы» - Иркутской производство, почти ручная работа.  На вид очень качественный «колхоз». Имеются несколько модификаций в зависимости от веса и стиля катающегося. Многие уже опробовали эти коньки – отзывы разные, и хорошие и не очень. Что четко бросается в глаза при эксплуатации - отсутствие подгонки креплений "вперед-назад" и не цельная конструкция Т-образного профиля.

   

С коньками разобрались

Теперь о главном в путешествии – ботинки!  И крепления к ним.

 Вариант 1. СПОРТИВНЫЙ.

sportskates

Это полноценные беголыжные ботинки для конькового хода. И только для конькового! Жесткие, легкие. Никаких комби или классики!  Обязательно все идут с поддержкой голеностопа (огромный и главный плюс в ботинках на коньках!)

Плюсы – скорость, легкость, четкость работы при техничном катании.  Идеально для покатушек, малодневных прогулок в формате «от турбазы до турбазы». Быстро сохнут в тепле.

Минусы – очень скользкие на льду, подошва - чистый жесткий пластик. Нужно иметь очень хорошую сноровку бегать в них через торосы или просто по чистому льду. Недостаточно теплые для катания в январе-феврале на Байкале. Если сверху еще можно утеплить специальным утепляющим чехлом, то подошва промерзает после 20-40 минут ходьбы на льду или снегу без коньков. От холода спасает интенсивное движение. Некоторые модели ботинок быстро мокнут при попадании в наледь.

 Крепления для таких ботинок берутся обычные для беговых лыж. Есть два варианта: SNS- профить и NNN-профиль. Разницы между ними особой нет. Выбираем в зависимости от выбранной модели ботинок (они покупаются в первую очередь).

Главное требование – они должны быть только механические. Есть автоматы, полуавтоматы – их не рекомендуем, они перемерзают после наледи и от попадания внутрь снега.

 Пример механического крепления с SNS профилем

Также часто используемое механическое крепление для коньков по Байкалу - SNS Pilot. За счет второй скобы и рычага обеспечивается более четкое возвращение ботинка в крепление и исключет "заламывание" ботика в стороны. Что бывает очень актуально для жестких условий Байкала, особенно в режиме гонки.

Именно в таком варианте бегает большинство спортсменов-призеров в байкальской экстремальной гонке «Ледовый Шторм»http://www.ice-storm.com

 

Вариант 2. Бэккантри

По сути это полноценный треккинговый ботинок, только со специальной скобой в носке для креплений. Для него уже другие крепления, тоже бэккантрийные . Крепы похожи на спортивный вариант, только более прочные, мощные и широкие. Называются лыжные NNN- или SNS- крепления для бэккантри.  Брать  только механику, хотя автоматических  сроду не видели))  Комплект прочный и надежный.

 

Ботинки в этом варианте хоть и лыжные, но гораздо теплее. Подошва как у треккингого ботинка, только со специальной выемкой (или двумя) для крепления на подошве. Ходить гораздо удобнее, чем на спортивных. Некоторые модели идут с дополнительной поддержкой голеностопа. Хороший вариант для прогулок, экспедиции и тех вариантов где «рвать на время» не надо.

 

Вариант 3. Туристический.

 Вариант просто погулять. Некоторые ездят на далекие расстояния, но с запасом запасных креплений и их частей. Очень бюджетно, если уже  имеешь хорошие зимние ботинки.

Плюс - бюджетно. На этом все.))

Минусы – ненадежность пластика креплений. Отсутствие нормалной поддержки голеностопа, как у вышеперечисленных вариантов. Как следствие заваливание ног в стороны и существенное снижение скорости и усталость голеностопа. Расхлябываются в движении. Гораздо дольше одевать/снимать, а это на Байкале бывает иногда очень часто. 

Еще минус – зафиксированная пятка, которая полностью лишает возможности сразу учиться нормальной технике.

Не рекомендуемые варианты:

 Есть еще "самопальные" варианты. Кто-то даже умудрялся использовать сноубордические крепление и ботинки – да, кататься можно, но о технике и скорости можно забыть в принципе )) К сожалению, в интернете часто можно встретить восторженные отзывы и даже тест-драйвы подобных вариантов. Но практически все они идут либо от производителей подобного "колхоза", либо от "экспертов" никогда не катавшихся на хороших полноценных комплектах.

Примеры  не рекомендуемого ниже:

 

 

Приобретя или смастерив подобные варианты вы конечно прокатитесь по Байкалу, иногда даже с ветерком (но попутным). Некоторые даже пройдут на них многодневный поход. Но стоит понимать, что съэкономив пару тысяч на снаряжении, вы потеряете миллионы на своих впечатлениях и эмоциях. Ведь из пункта А в путкт В можно доехать и на  "запорожце", глохнув и ремонтируясь по дороге, но гораздо быстрее и приятней будет все же  долететь в комфорте на "Мерседесе". В конце концов просто пожалейте свои ноги, избавив их от лишнего веса, неудобств и потенциальных травм.

Так же не рекомендуем использовать хоккейные коньки. Минусы их вполне очевидны после прочтения вышеизложенного. Но еще некоторые минусы крайне незаметены, но существенно ощутимы по сравнении со специализированными коньками. Хоккейные лезвия очень коротки и заточены под малый радиус разворота - в итоге вы почувствуете обсолютно каждую неровность на байкальском льду. Также они заточены под "желоб", что дает большую маневренность (излишнюю на Байкале), но очень сильно гасит скорость глубоко врезаясь в лед. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖНИЕ

 Наколенники для роликов. Крайне рекомендуем. Одно падение может "убить" колени на всю жизнь, особенно на неровном льду. Плюс не мерзнут колени на ветру и когда ползаешь фотографировать льдинки или внутри ледяных гротов.  Шлем, налокотники – зависит от вашей уверенности и опыта катания. Большинство байкальских конькобежцев обходятся без них.

 

Палки лыжные, алюминиевые. Ростовка как для конькового хода на лыжах. Хорошо было бы поменять штатный наконечник на наконечник из победита для лыжероллеров. Он гораздо прочнее и не тупится в принципе, даже без усилий хорошо «цепляется» за лед.

 

Многие используют другие варианты палок, но мы их не рекомендуем:

- Треккинговые палки.  Тяжелые,  наконечник не приспособлен для льда, короткая длина, пластиковые эксцентрики могут сломаться при ударе об лед на морозе.

 - лыжные палки из композита или стеклопластика. Легки и удобны. Прекрасно подходят для гонок,  хороши для коротких покатушек. Но достаточно хрупки и неремонтнопригодны.

 Лыжные очки. Рекомендуем иметь две пары. Одни горнолыжные– в очень сильный ветер на Байкале в них очень комфортно, а если они еще с оранжевым стеклом -  в сумерках увеличивается видимость. И обычные солнцезащитные 2-4 кт защиты.

Бахилы.  Будут отличным дополнением к беголыжным ботинкам. Существенно удерживают тепло внутри и прекрасно защищают от ветра.

Шильца для вылезания на лед при проваливании в наледь, спасконец «Морковка» для помощи утопающим. Данное снаряжение на Байкале актуально в очень короткий период, во время становления льда. По прошествии этого периода, шильца и морковку можно смело оставить дома. Потому как толщина льда на Байкале более чем достаточная, чтобы выдержать многотонные машины, не говоря уже о человеке. И чтобы провалиться на коньках под лед, потребуется очень сильно этого захотеть и постараться.